Site icon UnSpot

Что такое мотивация персонала и какие есть способы мотивации сотрудников 

система мотивации сотрудников

Представим менеджера по продажам — Витю. Витя на работе постоянно скучает — нехотя общается с клиентами, каждый час выбегает в кофейню за кофе и каждые десять минут — на перекур.

Руководство решает как-то подбодрить Витю: выписать премию за перевыполнение плана продаж. Вите такая мотивация по душе — он целый месяц усердно трудится. В один день Витя решает уволится. Руководство не понимает, в чем дело. 

* * *

Правильная мотивация сотрудников — это важно. Но как подобрать мотивацию, которая будет стимулировать сотрудников работать? Расскажем в статье↓

Что такое мотивация персонала и зачем она нужна

Чтобы стимулировать работу персонала, руководители и менеджеры мотивируют сотрудников. Например, выплачивают премию или дают грамоту за особые заслуги.

Стимулы, которые работодатели используют в отношении сотрудников, складываются в систему мотивации. Главная цель такой системы — сделать работу сотрудников, в вместе с ней и бизнеса, эффективнее. 

Хорошая система мотивации учитывает следующее:

Если система выстроена хорошо, сотрудники работают лучше и быстрее. Например, продают больше товаров, быстрее производят продукцию, укладываются в сроки при строительстве объектов. 

Есть и другие причины, почему организациям стоит работать над мотивацией сотрудников↓ 

Повысить производительность. Мотивированные сотрудники работают с большей отдачей и эффективностью.

Снизить текучесть кадров. Высокий уровень мотивации в коллективе помогает удержать талантливых сотрудников. Соответственно, компании не нужно тратить ресурсы на поиск и обучение новых кадров.

Улучшить клиентское обслуживание. Мотивированные сотрудники, как правило, лучше обслуживают клиентов. Это положительно сказывается на их удовлетворенности и лояльности к компании.

Увеличить продажи и другие бизнес-показатели. Мотивированные сотрудники больше вовлекаются в рабочий процесс и выполняют больше обязанностей, чем немотивированные коллеги.

Теперь рассмотрим, какие способы мотивации сотрудников существуют↓

Материальная мотивация сотрудников

Материальная мотивация — это не только прибавка к зарплате, премия и другие бонусы. Есть и другие способы денежного поощрения↓

Ежегодная индексация зарплаты. Это ежегодное повышение оплаты на определенный процент от оклада. Индексацию прописывают во внутренних документах компании. 

Работа.ру и СберПодбор опросили руководителей российских предприятий и выяснили, что регулярные пересмотры зарплаты — самый эффективный способ повышения производительности труда. Рядовые сотрудники согласны с таким подходом: согласно опросу ВЦИОМ для 45% россиян назвали увеличение зарплаты основным мотиватором работать лучше. 

Премии. Премировать можно отдельных сотрудников или команды, например, за досрочную реализацию проекта. Премии могут быть регулярными: по итогам месяца или года, и разовыми, например, за решение ответственной задачи.

Процент от продаж. Когда сотрудники видят видят прямую связь между результатом работы и оплатой за нее, они работают эффективнее. 

* * *

Кроме денежных методов поощрения, есть и неденежные. Например, путевки на курорт, страховые полисы или абонементы в спортзал. 

Согласно исследованию компании Get experts, для 48% россиян наличие социального пакета — один из самых важных пунктов в блоке материальной мотивации. Расширенное медицинское страхование, доплата по больничным листам, компенсации фитнеса, питания и дополнительного образования лидируют среди самых значимых опций соцпакета. 

Есть и другие способы неденежной мотивации сотрудников:

Кадровое агентство UTEAM пишет, что сами по себе материальные вознаграждения не будут максимально эффективно влиять на мотивацию.

«Сегодня работники хотят не только материального вознаграждения. Им важно чувствовать свою значимость для команды, быть вовлеченными в процесс принятия решений и видеть результаты своего труда. Такой подход поможет не только удержать персонал, но и повысить его производительность».

Поэтому чтобы поддерживать мотивацию на нужном уровне, нужны нематериальные методы стимулирования↓

Нематериальная мотивация персонала

Нематериальная мотивация сотрудников — это когда компания удовлетворяет внутренние потребности сотрудников: признание, самореализацию, чувство принадлежности и личное развитие. 

Нематериальные способы мотивации можно разделить на две категории: 

Рассмотрим, как еще можно нематериально мотивировать коллектив:

Внутренняя и внешняя мотивация сотрудников

Внутренняя мотивация исходит из внутренних побуждений и интересов человека. Внутренняя мотивация связана с удовлетворением от процесса выполнения задачи или достижения цели, а не с внешними наградами или давлением.

Другой пример: люди чувствуют внутреннюю мотивацию, когда видят смысл и значимость в своей деятельности. Они знают, что их работа важна и приносит пользу.

Внешняя мотивация исходит из внешних факторов и обстоятельств, а не из внутренних интересов или удовольствия от выполнения задачи. Она включает все те стимулы, которые руководители компаний используют, чтобы стимулировать работников: премии, штрафы, похвалы или выговоры. 

* * *

Внешняя мотивация может быть положительной или отрицательной, в зависимости от того, какие факторы используют для стимуляции поведения↓

Положительная внешняя мотивация — это когда человек делает что-то под воздействием приятных стимулов↓

Отрицательная внешняя мотивация — противоположность положительной мотивации. Когда человек должен выполнить задание под воздействием чего-то негативного↓ 

* * *

Еще внешнюю мотивацию разделяют на прямую и косвенную. Прямая внешняя мотивация влияет непосредственно на сотрудника↓ 

Косвенная внешняя мотивация осуществляется через менее очевидные и опосредованные стимулы. Например, можно поменять рабочие кресла на ортопедические, поставить кондиционер в кабинет или украсить пространство растениями. Так сотрудники будут чувствовать себя здоровее и счастливее, от чего будет расти мотивация и доверие к работодателю.

Если вы готовы к более глобальным переменам, можно перевести сотрудников на гибридный формат — это когда человек несколько дней в неделю работает удаленно, а в остальные дни приезжает в офис. Гибрид позволяет сотрудникам контролировать рабочий график, вовремя менять обстановку для повышения эффективности своей работы и более гибко управлять личным временем. 

Согласно опросу ассоциации менеджеров и и компании Pridex, в гибридном формате хотят работать 64% респондентов. Соответственно, работодатели, которые прислушиваются к сотрудникам и учитывают их пожелания, получают более мотивированных и эффективных работников. 

* * *

Однако просто сказать сотрудникам, что завтра все работают по гибридному графику, недостаточно. Сначала нужно организовать процесс и придумать, как его контролировать.

Например, можно внедрить систему для управления гибким офисом — единое пространство, в котором сотрудники будут бронировать рабочие столы, переговорные комнаты, локеры и парковочные места. Чтобы получить от такой системы максимальную отдачу, можно дополнительно внедрить формат незакрепленных рабочих мест, который позволит сотрудникам самим выбирать, в каком месте офиса им сидеть.

Такая система положительно скажется на мотивации коллег. Например, можно будет узнать, когда ваш друг или любимый коллега будет работать в офисе, а после забронировать место рядом с ним.

Главное о мотивации персонала

5
Exit mobile version